Как определить, что ваш ребенок стал жертвой сексуального насилия.

Сексуальное насилие над детьми. 

Любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. ЭТО: ласка, эротизированная забота, демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого, изнасилование или растление, орально-генитальный контакт, сексуальная эксплуатация.

ШАГ ПЕРВЫЙ, ФИКСИРУЕМ ПРИЗНАКИ

  1. Ребёнок в ранее не характерной для него мере становится замкнутым. Стоит насторожиться, если ваш обыкновенно отзывчивый и энергичный ребенок резко оборачивается застенчивым и скрытным, трудно идущим на контакт. Зачастую мальчик или девочка, переживший (-ая) сексуальное насилие, чувствует стыд, смущение и замешательство относительно произошедшего, и поскольку в силу своего возраста дети еще не наловчились четко и ясно осознавать, и выражать свои чувства, то хранят и блокируют их в себе.

2. Поведение ребенка не соответствует его возрасту – происходит откат на несколько лет назад. Специфический симптом того, что ребенок пережил сексуальное насилие.

  • Ребенок начинает писаться по ночам.
  • Впадает в истерику или проявляет агрессию без видимых на то причин.
  • После того как вы отводите ребенка в детский сад, школу или кружок, он хватается за вас, не отпускает и начинает плакать, как только понимает, что вы собираетесь уходить.
  1. «Подозрительные игры». Иногда дети, подвергшиеся сексуальному насилию, неосознанно воссоздают случившееся во время игры с другими детьми или с помощью игрушек. В таких случаях игры ребенка приобретают явный сексуальный оттенок, притом, что девочка или мальчик не смогут объяснить, почему игра имеет такую, а не иную форму.
  2. Резкая перемена характера. Искренний, общительный и веселый ребенок превращается в болезненно угрюмого недотрогу. И наоборот. Скромный, тихий и стеснительный малыш превращается в невротичного, требующего постоянного внимания, буйного ребенка.

Некоторые дети скромны от природы, но каждый родитель в состоянии отличить типичное для своего чада проявление скромности и от приступа страха и паники.

  1. Нездоровая реакция на определенные локации и конкретных людей. Ребенок начинает настойчиво проявлять нежелание находиться в привычном для него месте или рядом с конкретным человеком, который к тому же вызывает у него реакции побега, попытки спрятаться, оцепенения, плача, крика.
  2. Телесные повреждения. Насильник редко оставляет следы на теле ребенка, но все же:

— боль, кровотечение или выделения, изменения цвета (все в области рта, влагалища и ануса);

— боль при мочеиспускании и испражнении;

-синяки вокруг гениталий;

— синяки (следы прикуса) на шее и других местах с тонкой кожей.

  1. Нормы сексуального поведения для ребенка. Следует различать адекватное и неадекватное возрасту сексуальное поведение. Так, к нормам сексуального поведения ребенка (0-5 лет) относим:
  • Использование ребенком исключительно простого, образного детского языка при описании интимных частей человеческого тела или аналогичных мест на поверхности куклы или игрушки;
  • Проявление интереса к вопросу о том, откуда берутся дети;
  • Касание и исследование своих интимных мест, проявление интереса к устройству своего тела.

ШАГ ВТОРОЙ. ВАШ САМЫЙ ПЕРВЫЙ РАЗГОВОР С РЕБЕНКОМ О ТОМ, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ.

  1. Безопасность. Ребенок должен чувствовать себя в безопасности во время беседы. Сексуальное насилие –сложнейший предмет обсуждения как для родителей, так и для ребенка, поэтому критично, чтобы разговор состоялся в максимально комфортной среде. Предложите ребенку поговорить, заранее предупредив о том, что намерены задать некоторые вопросы, честные ответ на которые не повлекут за собой никаких негативных последствий для ребенка.

В течении разговора важно занять и сохранить позицию НЕОСУЖДДЕНИЯ и ПОДДЕРЖКИ. Исключены выражения сомнения, недоверия к описываемой ребенком ситуации и обесценивание или утрирование того, чем он с вами делится. По-человечески крайне трудно сдержать агрессию как реакцию на рассказ ребенка, однако это необходимо сделать, ведь ребенок может принять ее на свой счет.

  1. Задаем ребенку вопрос о том, была ли нарушена его сексуальная неприкосновенность. Как только вы убедитесь в том, что ребенку с вами сейчас комфортно, аккуратно начните предметный разговор. Главный вопрос можно сформулировать следующим образом: «Прикасался (просил, собирался) или производил ли иные манипуляции кто-то когда-либо к твоим интимным местам?». При описании частей тела, к которым не должны прикасаться или проявлять интерес другие люди, используйте простые слова и выражения, знакомые вашему ребенку.

Если ребенок отвечает «Да», завершайте разговор в той же манере. НЕ просите рассказать больше о конкретном случае. НЕ задавайте уточняющих вопросов. Заканчивайте разговор спокойным тоном, нейтрально. Ваша задача – НЕ навредить!

  1. Если ребенок говорит «Нет» или отмалчивается, задаем ему вопрос о причинах изменения в его поведении, которые и стали причиной происходящего разговора. К примеру, вы можете сказать, что заметили его страх перед походом на тренировку, в детский сад, школу, которого раньше не наблюдали, и хотели бы узнать о его истоках: «Ты стал застенчивым (агрессивным, скрытным и т.д.). Почему? Я беспокоюсь и хотел бы поговорить об этом».

4.Секрет. Часто насильник берет обещание у ребенка хранить то, что происходило (происходит), в секрете; не исключено и запугивание ребенка преступником с целью сокрытия злодеяния. Если ваш ребенок подтверждает, что обещал никому не рассказывать, объясните ему, что существуют ситуации, когда раскрыть тайну – это норма, и никто от этого не пострадает, в особенности он.

  1. Поддержка. Перво-наперво заверьте вашего ребенка, что у настоящего разговора есть лишь одна цель – вы хотите уберечь его или помочь в опасной ситуации. Продемонстрируйте свою лояльность и поддержку. И в случае если опасения не подтвердились, уверьте, что если его сексуальная неприкосновенность однажды будет нарушена, то ребенок всегда может и должен рассказать об этом вам, родителям.

В семьях, в которых установлены доверительные отношения между родителями и детьми, часто бывает так, что ребенок первым рассказывает свою историю. Его нельзя прерывать. Ребенка нужно обязательно предупредить о том, что дальше с ним будет разговаривать тетя или дядя (специалисты), которым он опишет снова все, как было, но вы всегда будите находиться рядом.

 ШАГ ТРЕТИЙ. ПРЕВЕНЦИЯ, РЕАКЦИЯ И ЗАЩИТА.

  1. Покушение на сексуальную неприкосновенность ребенка принимает различные формы. Перечислим преступные действия:

— вступление взрослого или несовершеннолетнего (часто старшего по возрасту) в половой контакт с ребенком,  вне зависимости от его формы и факта согласия/несогласия ребенка на такой контакт;

— разнообразные прикосновения к гениталиям вашего ребенка с целью удовлетворения персонального сексуального желания;

— принуждение ребенка к прикосновениям к чужим (взрослого или другого ребенка) интимным местам;

— демонстрация взрослым своих гениталий ребенку, а также принуждение ребенка взрослым к наблюдению за различными сексуальными манипуляциями со своими половыми органами, половым актом;

— демонстрация ребенку порнографических изображений;

— фото и видеосъемка ребенка в обнаженном виде.

  1. Объясните ребенку, какие части его тела интимные и неприкосновенные. С самого раненного возраста ребенок должен знать о тех частях своего тела, к которым не должен проявлять интерес другой человек.
  2. Обращение в милицию или следственный комитет.

Если по всем указанным выше признакам и из слов ребенка следует, что он подвергся сексуальному насилию, то следующее ваше действие – обращение в милицию или следственный комитет. Не пресечь преступление и не остановить преступника – это повторение насилия или преследование насильником вашего ребенка.

 

ПОСЛЕДСТВИЯ

  1. Токсический стресс, влияющий на ряд важных жизненных функций человека. Стресс, который проживает ребенок на протяжении длительного времени после ситуации сексуального насилия, оказывает на его психику токсическое и разрушающее воздействие – он же постоянно возвращается воспоминаниями в ту ситуацию.
  2. Проблемы в половой сфере, сфере межличностных отношений, а также высокий риск мультипликации насилия его жертвами, что особенно опасно для мальчиков.

ДРУГИЕ ФОРМЫ НЕДОСТОЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ С ДЕТЬМИ:

— Физическое насилие. Действия или отсутствие действий со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое или умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения

— Ненадлежащее воспитание, отсутствие заботы о детях. Воспитание, при котором не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, а также если ребенок находится в социально опасном положении; невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании.

— Эмоционально пагубное обращение с детьми (психологическое насилие). Обвинения в адрес ребенка (брань, крики); принижение его успехов, унижение его достоинства; отвержение ребенка; длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей

— Домашнее насилие. Физическое, словестное, духовное оскорблении с целью контроля, запугивания, внушение чувства страха.

17 дружеских комнат опроса для детей, пострадавших от насилия, открыты по всей Беларуси в каждом областном центре и по нескольку в областях.

Большинство совершенных преступлений против половой неприкосновенности детей скрывается от органов правосудия по ряду причин: страх стигматизации, стыд, недооценивание угрозы последствий пережитого акта насилия над ребенком для всей его последующей жизни.

Добавить комментарий